«Как прекрасен этот мир
Сценарии мероприятий по профилактике суицидальных проявлений у несовершеннолетних
Психологический всеобуч для детей и взрослых
О букашке Сашке
(сказка о без уловной любви)
Букашка Сашка очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но, как ему казалось, мама часто не любила его. Например, когда он в детском саду дрался, а воспитательница маме жаловалась, она его дома в угол ставила и кричала, что откажется от него, такого нехорошего. А когда букашка Сашка сам одеваться не хотел, спать не хотел ложиться или как-нибудь по-другому не слушался, мама говорила, что дяди милиционеры непослушных мальчиков собирают в специальные домики и там учат их послушанию.
Букашка Сашка очень хотел, чтобы мама его любила и часто спрашивал: «Мама, а ты любишь меня?» И она отвечала одинаково: «Люблю, когда ты себя хорошо ведёшь». – «Значит, когда я плохо себя веду, она меня совсем не любит», - решил Сашка.
И вот случилось с Сашкой в детском саду сразу три «плохо». Синяк букашке Наташке на лбу поставил, в лужу упал и штаны измазал, а в группе коляску кукольную сломал. «Теперь уж мама меня совсем не будет любить, - решил Сашка. – А может быть, даже в специальный детский домик для непослушных отдаст. Лучше убегу я в Америку». Тихонечко выскочил он из группы на улицу и остановился. Где Америка находится, он не знал. Стал он по улицам бродить, у взрослых спрашивать, а те только смеются. А тем временем…
А тем временем пришла за Сашкой в детский сад мама. А Сашки-то нету. Бросились все искать его. Воспитательница ищет, заведующая ищет и даже медсестра ищет. А мама сидит на маленьком детском стульчике и плачет: «Где мой Сашка?»
- Он, наверно, боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает, - прошептала из-за угла ей букашка Наташка. А мама тогда ещё громче заплакала:
- Как же я могу разлюбить своего сына?! Мама любит своего ребёнка всякого: беленького и чёрненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка?
А Сашка тем временем устал искать Америку, ноги промокли, и есть захотелось. И хорошо, что не успел он далеко от своего сада уйти. Вернулся Сашка в детский сад. А там мама. Нашлёпала мама Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашёлся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал её за руку и думал: «Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей!»
ЖИЗНЬ ОДНА.
Классный час для учащихся 8-11 классы.
Из всех созданий, живущих на земле, только человек может
изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы.
В. Джеймс.
Для проведения данного классного часа желательно предварительно провести ряд классных часов по профилактике конфликтов. Вначале урока раздаются карточки с текстами:
- Таблица Робинзона Крузо
- Философское завещание матери Терезы
- По одному чистому листу
Учитель: сегодня мы будем с вами «охотиться» за очень сложным феноменом – авитальной активностью, а конкретно за одной ее составляющей – суицидальной активностью, но давайте все по порядку.
Авитальная активность – это активность, направленная против себя: суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т.е. это действия, при которых можно получить увечья, болезнь, в худшем случае смерть.
Суицид – акт преднамеренной смерти, это способность человека самостоятельно прекращать собственное существование. Самоубийство – убить себя.
По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.
От безбожья до Бога – мгновение одно
От нуля до итога – мгновенье одно,
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.
(О. Хаям)
Какие же причины двигают человеком, что он решается на столь необдуманный шаг – покончить жизнь самоубийством.
- Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д.
- Конфликты (с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым человеком и т.д.).
Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз.
Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения.
Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Снятие нервно- психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)
- спортивные занятия
- контрастный душ (баня)
- стирка белья
- скомкать газету и выбросить
- мытье посуды
- погулять на свежем воздухе
- послушать музыку
- посчитать зубы языком с внутренней стороны
- вдохнуть глубоко до 10 раз
- постараться переключиться на другую деятельность. Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
Учитель:
Когда люди не могут справиться с какими-то жизненными ситуациями или хотят доказать что-то хотя бы таким образом, т.е. своей смертью, как последним и веским аргументом, иногда это просто желание привлечь к себе внимание – все это может происходить на уровне фантазии, мыслей, высказываний, демонстративных попыток. Но при одних обстоятельствах – это может быть только демонстрация, а при других – целенаправленное суицидальное действие.
У китайцев многие столетия существовала традиция: в случаях незаслуженной обиды вешаться перед домом или прямо на воротах обидчика. Как хорошо, что эта традиция не сохранилась до нашего времени. Ведь из всех живых существ только человек может разумно и трезво оценить ситуацию.
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).
Таблица, составленная Робинзоном Крузо.
Зло
|
Добро
|
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.
|
Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.
|
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.
|
Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.
|
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей
|
Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.
|
Я беззащитен против нападения людей и зверей.
|
Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?
|
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.
|
Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.
|
. У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.
|
Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.
|
Упражнение «Плохо – хорошо»
Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Ход упражнения:
Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, ссора с любимым человеком. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку учащихся написать ответы на доске.
Хорошим блокирующим действием суицидального поведения у подростков является воображение ситуации – собственных похорон.
Учащимся можно предложить вообразить и проанализировать неприятную для них ситуацию – их собственные похороны . Причина может быть разная. Главное представить ритуал похорон и проанализировать все варианты дальнейшей судьбы всех героев, причастных к вашему самоубийству и сделать вывод. Вывод может быть таким: через какое-то время боль утраты притупляется, вас вспоминают все реже и реже. Ваши родители, знакомые, подруги, любимый человек продолжают жить, ходят в гости, посещают спортивные секции, дискотеки и т.д., но вас среди них нет и не будет! (Хорошо, если выводы сделают сами дети).
Даже церковь к самоубийцам относится отрицательно. С точки зрения верующего человека «жизнь дается Богом, и только он может распоряжаться судьбой человека. Человек не вправе определять свой последний час. Чем более человек мужественнее справляется с трудностями, тем больше ему воздастся после смерти». Самоубийц не отпевают в церкви. По словам верующего человека, душа самоубийцы попадает в ад.
Часто можно увидеть кадры из фильмов или прочитать в книгах как погибают герои: красиво, быстро, без боли. Но в жизни все происходит гораздо прозаичнее…Многие молодые люди выбирают тот способ самоубийства, который ведет к наименьшему обезображиванию тела или представляют какие переживания вызовет их вид тела у окружающих.
- при принятии токсических веществ, в том числе таблеток в больших количествах, в подавляющем большинстве случае приводит к непроизвольной рвоте, даже в бессознательном состоянии. Человек остается, жив, но сохранность его психики после выраженной интоксикации никто уже гарантировать не может. Человек может остаться душевно больным, а также получает отравление желудка.
- При утоплении (труп синий, тело разбухшее), если человек остается жив, то повреждает при таких действиях шейный отдел позвоночника, страдают легкие.
- При повешивании (мозг человека может обойтись без кислорода пять минут). Если человека спасают, повреждается гортань, шейный отдел позвоночника, нарушается психическое состояние человека. При сильном сопротивлении организма к таким действиям, в непроизвольной форме могут выделяться каловые массы.
Самый лучший пример для подростков, особенно девочек, - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».
Учитель: но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.
Упражнение «Я НЕ ОДИН»
Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.
Ход упражнения:
Учитель: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Вся наша жизнь – это борьба
И тому подтверждение стихотворение С.В.Михалкова «Завидное упорство»
Хозяйка в кладовушке, на окне
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было.
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час
Бултых!- В кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!... и понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно,-
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают…
И вот уже один, решив, что все равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,-
Пуская пузыри, пошел на дно…
Но был второй во всем упорней братца-
Барахтаясь во тьме, что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И оттолкнувшись, выскочил к рассвету.
Учитель: И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте. Игра «Вырвись из круга»
Учитель: я прошу вас образовать круг, взяться за руки, в середину круга прошу впустить хорошего борца. За пределами круга – жизнь. Ваша задача выйти в жизнь. Доказать нам, что вы действительны достойны этого. Но если вы не сделайте этого за одну минуту, то погибните. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого хорошего человека, но это слишком легко. Ваша задача выпустить в жизнь человека, который действительно хочет жить, будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.
Учитель: подобные ситуации встречаются и в жизни: наглядный пример тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Это люди, которые знают в чем смысл жизни.
(Можно предложить учащимся написать мини сочинение «Жизнь для меня это… или зачитать уже готовые).
-Смысл жизни для меня – это никогда не унывать и идти всегда вперед, что бы ни случилось.
- Если я и думаю о смерти, то очень редко, тогда, когда мне бывает плохо. Но я всегда знаю, что на смену неблагоприятным дням приходят хорошие.
- Смысл жизни для меня – это окончить школу и поступить в институт, а там видно будет.
- Я хочу стать фотомоделью и уехать за границу. А само слово «Смерть» меня пугает, я не хочу думать об этом.
- Смысл жизни я вижу в том: чтобы жить и быть полезным другим, особенно в своей семье.
- Я не знаю в чем заключается смысл жизни, каждый человек определяет это по-разному, но умирать я точно не хочу.
- Смысл жизни – жить, а не умирать!
- Жизнь человеку дается один раз и нужно прожить ее красиво, достойно, а главное подольше.
Учитель:На столе у меня стоят весы-это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы свой шарик, назовем его шарик разума (каждому учащемся раздается по небольшому шарику или маленькому сувениру) положили на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутренне состояние, ваше будущее. Свое решение прошу прокомментировать.
Учитель: и закончить сегодняшний урок я хотела бы философским завещанием матери Терезы:
Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.
Жизнь – это игра. Стань игроком.
Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь – это приобретение. Охраняй его.
Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна. Познай ее.
Жизнь – это долина слез. Преодолей все.
Жизнь – это песня. Допой ее до конца.
Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.
Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее.
ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.
«Мир моих чувств и эмоций»
Занятие в 8-11 кл
Цель: Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций.
Задачи:
— развитие навыков, необходимых для уверенного поведения;
— формирование у учащихся умения использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях;
— учить анализировать психологическую природу отрицательных чувств и эмоций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.) Мотивационный блок
Обычно такое занятие мы проводим после диагностирования учащихся по методике «Внутренний смысл выражений». Ребята не очень любят эту диагностику и часто выражают протест. Поэтому им говорится, что после выполнения задания мы обязательно расскажем зачем это нужно было делать.
2.) Информационный блок
После того как была определена последняя пословица, ребята сами подсчитывают количество «+» в колонках.
Ведущий: Посмотрите на заголовки каждого столбца. Все это обычные человеческие проблемы.
Они очень часто присутствуют в нашей жизни, а некоторые неприятные моменты случаются по несколько раз в один день. Жизнь зачастую несет в себе и трагические случаи. И все по - разному справляются с проблемами. для одних — это «удары судьбы», для других - просто очередное испытание. Но бывает, когда создается невыносимая ситуация, когда человек не знает как решить проблему, как выйти из сложившейся трудной ситуации. Он долго страдает, впадает в депрессию и даже решается на отчаянный шаг- лишение себя жизни. Сегодня мы рассмотрим некоторые трудные ситуации нашей жизни и постараемся научиться их разрешать
Активизирующая игра: «Монстр»
Используется для « разогрева группы», помогает установить контакт друг с другом, снять неуверенность и дискомфорт
(К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» Х24).
Ведущий: Как и что мы чувствуем, когда у нас появляются проблемы? Что с нами происходит? В процесс включаются чувства и эмоции.
Упражнение «Словарь чувств»
На доске выписываются всевозможные чувства и эмоции ( не менее 20 ). Одной чертой подчеркиваем те, которые испытывали хотя бы раз. двойной чертой — часто и крестом отметить те, которые бы никогда не хотели испытывать. Что же получается? Есть чувства, которые приносят вред или абсолютно бесполезные?
Природа наделила нас многочисленными благотворящими эмоциями. Эмоции сопровождают нас неотступно: в одних
случаях они придают яркость и силу различным проявлениям психики -
потребностям и мотивам, настроениям и чувствам, мышлению и памяти, интересам и ценностям, а в других случаях ослабляю или подавляют психические процессы, состояния и свойства.
Психика в нужный момент готова выдать энергетический разряд в виде радости или страха, гнева или агрессии, злости или удивления. Негативные эмоциональные разрядки случаются, когда на пути удовлетворения наших потребностей, интересов, желаний возникают трудности, препятствия, осложнения.
В данном случае эмоциональная разрядка играет мобилизующую роль; человек концентрирует энергию злости, борьбы на защиту своего Я.
Отрицательные эмоции говорят нам, что мы должны искать другой выход из ситуации или чего то добиваться, совершенствоваться, развиваться, стремиться, мыслить в другом направлении, настаивать.
3.) Блок самоанализа.
Упражнение 1.
Что значит пословица: «Утро вечера мудренее» или « Время лечит»?
Когда я, испытывая отрицательную эмоцию, получил пользу? (размышления учащихся)
Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в
критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с
лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу...
Упражнение 2. «Что такое обида?» (размышления учащихся).
Обида — это плод нашего сравнения ожидаемого результата с реальными событиями или поведением человека. Способность прощать - качество присущее сильным. Ребята вспоминают ситуации из жизни.
Сочиняем короткое « письмо обидчику»:
а) мы скажем про «него» все, что мы думаем (выговариваются);
б) мы оправдаем «его» (приводят оправдательные аргументы);
в) просто прощаем.
Упражнение 1. «Я - в конфликте» (размышление в группах).
Конфликт — ситуация, когда разные взгляды, интересы, мировоззрение, традиции. Вспомнить конфликтные ситуации из жизни и разобрать их с точки зрения: а) Шварценегерра (голые мышцы); б) классической мусульманской жены ( полной зависимостей и несамостоятельности); в) Эткюля Пуаро (чистый разум).
Медитативное упражнение 4. «Мысленная прогулка по своему телу»
Участники ложатся на заранее приготовленную обойную бумагу 1-1,5 м длинной. Помогают обвести друг другу красками силуэт. Включается спокойная музыка.
Ведущий: Вы проникаете в глубь своего тела. Закройте глаза и посмотрите на себя изнутри, зайдите в каждый уголок вашей души. Последовательно переносите внимание с одной части тела на другую. Начните с пальцев ног, закончите макушкой головы. Задерживайте внимание на каждой точке по 5-7 секунд. Важно не представить часть тела образно, а максимально сконцентрировать на ней внимание так, как будто ваше сознание «слилось» с этой частью тела и больше нечего в мире не существует. Посмотрите какие энергетические потоки движутся по вашему телу. Какими линиями, какого цвета, в каком направлении.
4.) Блок творчества.
Участникам предлагается изобразить свое эмоциональное состояние красками, разукрасив собственный силуэт на бумаге. Желающие показывают рисунок и рассказывают о том, что они изобразили, о своих чувствах.
5.) Завершение занятия.
По кругу участники передают комплимент товарищу справа. Комплимент состоит в том, что называется лучшая волевая или разумная черта соседа, которая всегда восторжествует над эмоциями, в непростой жизненной ситуации. (Например, «В трудной ситуации ты всегда можешь рассчитывать на свое хорошее мышление», «У тебя есть очень хорошее качество — сила воли», «Ты общительный и у тебя очень много друзей — обратись к ним». При этом участники дружески обнимаются.
Занятие в 10 классе
«Деловой человек в нашем обществе»
Цель: повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда; активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.
Ход занятия:
1.Вступительное слово психолога.
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о деловых качествах человека, о том насколько это важно в современном мире. В начале давайте попробуем сформулировать кто же это такой – деловой человек и надо ли нам это качество.
Деловой человеку – это тот, кто умеет: организовать себя; своё дело и людей вокруг себя.
Деловой человек – это всегда реалист, он оценивает мир, события и людей такими, какие они есть, а не такими какими хотелось бы ему или его начальству видеть.
Давайте вспомним сказку Андерсена « Голый король» и поразмыслим на эту тему. Почему королю все льстили? Почему жители королевства не хотели публично признаться в своих недостатках? (Жители – серые мышки? Белая ворона?) А в нашей жизни на сколько актуальна эта тема?
Деловой человек всегда умеет чётко выразить свою мысль. Он легко схватывает всякую информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Он всегда оценивает: лучше или хуже? Выгодно или не выгодно? Пригодится или нет? При этом всегда помнит: ничто так не портит общение как высокомерие и пренебрежение. Повышенная эмоциональность всегда вредит взаимопониманию.
Прежде всего не путайте делового человека с делягой. Серьёзный деловой человек вовсе не наследник Остапа Бендера. Он тот, кто выискивает оригинальное решение, ускоряет движение жизни.
Быть деловым, предприимчивым нынче модно. Человеком дела сидя дома в парикмахерской или косметическом салоне не станешь. Тут нужны собственные и солидные усилия.
Любая творческая работа начинается с сомнений: выйдет ли? Получится ли? Нельзя ли найти какой – то другой лучший ход?
Обдумав всё это, деловой человек начинает действовать, вступать в контакт с окружающими. Вступая в общение, всегда оценивает как звучит его речь.
2. Основная часть.
Подмечено, что успех бизнесмена, инженера на 90 % зависит от умения найти общий язык, сойтись и слаженно работать с людьми. И лишь на 10% от профессиональной и технической подготовки. К такому выводу пришли учёные института Карнеги. Вот почему на Западе умение ладить с людьми расценивается по словам Джона Рокфеллера, как товар, вроде сахара или кофе.
Необходимые условия для делового общения.
А). Пунктуальность.
Приходите на место минут за 5 до назначенного вам срока. Отговорки за опоздание будут неуместны, и вас сложится позитивное мнение.
Б). Встречают Делового человека по одежде. Оденьтесь аккуратно, в деловом стиле. Юбка не выше 10 см. над коленями. У юношей – галстук и хорошо начищенные туфли. Перед входом в приёмную необходимо хорошо осмотреться и причесаться. Пиджак должен быть застёгнут хотя бы на одну среднюю пуговицу. Считается, что небрежный вид свидетельствует о неуважении к собеседнику.
В). По приходу доложите секретарю о своём приходе и цели визита. Если Вам предложат подождать, не демонстрируйте своё недовольство.
Г). При входе в кабинет Чётко представьтесь и сообщите о цели своего визита. Во время беседы внимательно слушай те собеседника, не показывайте свою нервозность: не стучите пальцами по столу, не комкайте носовой платок, не гните пальцы и т. д. Отвечайте на вопросы чётко и коротко. Чрезмерное красноречие или заикание играют не в вашу пользу.
Д). Не забывайте задавать свой вопросы: О режиме рабочего дня, об условиях труда, Об объёме труда, о заработной плате ( сколько и как выплачивают), об отпуске.
Е). Сумейте вовремя уйти. Как говорил Жан Жак Руссо « Человек умный удаляется за минуту перед тем, когда он был бы лишним».
Игра: Король и Королева.
А). Используя правила делового общения попробуем применить их в игре.
Для этого выберем КОРOЛЯ И КОРОЛЕВУ. Кто желает?
Их цель: Ваше королевство не очень богато. В некоторых отраслях Вам нужны будут хорошие специалисты. Вам необходимо очень внимательно, тщательно отобрать людей. Выбирайте только таких, которые действительно убедят Вас в том, что они помогут Вам поднять королевство из бедности. Если почувствуете, что человек не очень – то убедителен, лучше такого не брать на работу. У Вас и так каждая копейка на счету.
Б). Работа в группах ( 4 группы)
Группа готовит 1 человека, (выбирает ему профессию, готовит аргументы, применяя памятку поступления на работу).
Выбрать профессию нужную для королевства.
Подготовить одного человека от группы для поступления на работу:
Представление;
Обоснование цели визита;
Какими качествами необходимыми для данной профессии Вы обладаете;
Четко отвечайте на все заданные Вам вопросы;
Задавайте свои вопросы ( о режиме и условиях труда, обязанностях, зар.плате и т.д.)
Сумейте вовремя уйти.
Цель поступающего на работу: убедить Короля и Королеву, что Вы именно то лицо, которое необходимо королевству.
Аудиенция у короля и Королевы ( всё записывается на видеокамеру)
Анализ игры (смотрят видеозапись по блокам, затем анализирует выступающий себя по памятке (группа помогает).
Памятка для самоконтроля:
- был ли я достаточно последователен, отстаивая свою позицию;
- навязывал я своё мнение или убеждал человека;
- на сколько основательны были мои возражения;
- достаточно ли тактично я держал себя;
- можно ли было достичь больших результатов.
После анализа каждого выступления свои выводы делают Король с Королевой по плану:
1. Почему этого претендента приняли или не приняли на работу в королевство;
2. Чем понравился поступающий на работу, что не понравилось;
3. Оцените свою работу с клиентом.
Анализ работы Короля с Королевой и поступающих на работу психологом.
Человек с демонстративным поведением (жесты мимика, позы), а также неуверенный в себе человек всегда потерпит фиаско.
Человек лояльный, коммуникабельный – это деловой человек. Он будет всегда в выигрыше (возвращение к термину Деловой человек)
Итог занятия.
На сколько полезно было занятие? Чему научились? Что пригодится в будущем?
раскрыть » / « свернуть