Государственное учреждение образования
«Средняя школа аг. Вулька-2»
Лунинецкого района
Описание опыта педагогической деятельности
«Использование лингвистических игр на уроках русского языка
в 5 классе для повышения качества знаний учащихся»
Некрашевич Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
+375444558023
Электронный адрес: elena.nekraschevich .73 @mail.ru
2019
1.Информационный блок
1.1 Введение
На современном этапе развития общества необходимо творчески подходить к преподаванию всех учебных предметов, в том числе и русского языка. Степень владения языком, широта и свобода пользования речевыми средствами в их устной и письменной формах много в чём определяют место человека в общественной жизни.
Создать условия для наиболее полной и успешной творческой реализации учащихся – одна из первоначальных задач современной системы образования и воспитания.Согласно с методологическими основами концепции беспрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, целью воспитания является формирование всесторонне развитой, морально устойчивой, творческой личности учащегося.
Для решения данной цели на любых учебных занятиях очень важно пробудить интерес к предмету, развивать интеллектуально-эвристические и творческие способности учащихся, сделать процесс обучения занимательным и интересным. Занимательность – это уникальная возможность для того, чтобы привлечь внимание детей к изучаемому предмету, вызвать стремление получить знания. Она представляет собой совокупность нестандартных приёмов, которые дают возможность повседневное сделать интересным и необычным, развивает познавательные и творческие способности учащихся, позволяет более точно раскрыть сущность изучаемого предмета или явления и осмысленно усвоить их содержание.
Сознательность в изучении языка предусматривает активное овладение учебным материалом. Эта активность – не простое восприятие разной информации, полученной от учителя или помещённой в учебнике, она представляет собой умение её проанализировать, сравнить, при необходимости откорректировать и в дальнейшем использовать. Такая активность осуществима, если у детей есть возможность думать, проверять свои знания, проявлять смекалку, что реально при условии живого интереса к языку.
1.2 Актуальность опыта
Главным в своей работе считаю научить школьников думать, рассуждать, анализировать, формировать жизненную позицию, приобщать к общечеловеческим ценностям. Считаю, что элементы занимательности помогут сделать уроки более интересными, содержательными и помогут учащимся лучше усвоить изучаемый материал.
Как и многие коллеги, считаю, что внесение элемента занимательности делает сложное для детей доступным и понятным. Интересное обостряет зрение, активизирует мысли, пробуждает творчество. Занимательность – это уникальная возможность, чтобы привлечь внимание к изучаемому предмету, вызвать стремление получить знания. Она представляет собой совокупность нестандартных приёмов, которые дают возможность повседневное сделать интересным и необычным, развивает познавательные, творческие способности учащихся, позволяет досконально раскрыть изучаемый предмет или явление и осмысленно усвоить их содержание.
Передо мной встала проблема: как в условиях плотной программы, большого количества материала, снижения орфографической грамотности учащихся сделать процесс обучения не очередным мучительным испытанием, а интересным и увлекательным процессом, направленным на повышение качества обучения. Всем ли учащимся можно предоставить время для демонстрации своих умений и навыков? Все ли быстро отвечают на вопросы домашнего задания? Каждый ли ученик готов активно работать на уроке? Самоанализ проведённых уроков с использованием лингвистических игр показал, что нестандартность, отказ от шаблонных схем – залог успешной работы учителя и активизации познавательной деятельности учащихся. Именно такие уроки помогают мне в профессиональной деятельности стремиться развивать и активизировать интерес учащихся к изучению русского языка, повышают внутреннюю мотивацию учащихся, сохраняют здоровьесберегающий компонент урока.
1.3 Цель опыта:
использовать лингвистические игры для повышения качества знаний учащихся по русскому языку
1.4 Задачи:
изучить образовательный потенциал лингвистических игр и игровых ситуаций на уроках русского языка, их преимущества и недостатки;
повысить уровень подготовки учащихся по предмету в результате использования лингвистических игр;
придать учебной деятельности мотивационную направленность.
1.5 Длительность работы над опытом
Над данным педагогическим опытом работала три года. Работа осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе (проектном) осуществлялся подбор и изучение методической литературы, определялись цели и задачи опыта. На втором этапе (практическом) осуществлялось поурочное планирование с применением лингвистических игр на уроках русского языка, разработка и применение элементов игровых технологий на разных этапах уроков, проведение открытых уроков с применением игровых технологий. На третьем этапе сделан анализ, обобщение и систематизация достигнутых результатов и оформление работы по обобщению педагогического опыта.
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта:
систематическое целесообразное использование лингвистических игр способствует повышению качества знаний по русскому языку.
2.2 Описание сути опыта
Как сделать уроки русского языка более интересными, занимательными и ожидаемыми для учащегося? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. У каждого учителя, наверное, найдутся свои методы, способы и приёмы проведения занятий. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности, - писал известный педагог Сухомлинский В. А.
Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают новое, запоминают. Игровые ситуации, умело подобранные учителем, уместны на любых этапах урока. Подробнее остановимся на каждом из них.
При проверке домашнего задания обыкновенный вопрос не вызывает должного интереса. Он создаёт на уроке ситуацию тревожности. Но с проведением опроса в виде теста «Найди ошибку» неуверенность ученика исчезает, его учебная деятельность приобретает непринуждённость. (приложение 1)
Хороший эффект при проверке теоретического материала даёт игра «Верю - не верю». Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…». Учащиеся должны согласиться с утверждением или нет (приложение 2).
Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках русского языка в процессе изучения нового материала различны в зависимости от целей урока. В большинстве случаев они применяются в качестве формирования вспомогательного интереса и создания проблемных ситуаций на уроке.
При изучении темы «Правописание о, ё после шипящих в корне слова» использую игру «Определи место»(приложение 3). Я называю слова, учащиеся показывают букву, которая пишется в данном слове. Эту игру можно использовать при изучении тем «Правописание о,е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён существительных и имён прилагательных.
При изучении темы «Правописание гласных о – а в корнях –лаг-/-лож-, -рос-/-раст- (-ращ-)» использую игру «Собери свой багаж» (приложение 4).
На доске развешены картинки чемоданчика и карточки со словами на орфограммы буквы а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-ращ- вокруг них. У каждого ученика на парте лежат карточки с буквами а, о в том количестве, сколько на доске записано слов. Каждый ученик, записав слова в тетрадь, подходит к доске и кладет в чемоданчики нужное количество букв. В конце игры я подсчитываю количество багажа в каждом чемоданчике, и помогаю учащимся найти свои ошибки.
Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого «зоркого». Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?
Для создания игровой ситуации при изучении главных и второстепенных членов предложения использую «весёлые рифмы» (приложение 5). Дети с удовольствием воспринимают«весёлые рифмы», помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.
Огромное значение имеет лингвистическая игра при закреплении материала. Именно на данном этапе урока игра освежает в уме процессы воспроизведения и неугасимо поддерживает искру мысли. Наиболее продуктивным является применение игр-упражнений с объяснением, викторин, ролевых игр.
При закреплении правила переноса слов использую игру «Помоги двоечнику»(приложение 6). Учащимся раздаются карточки, где они должны исправить ошибки и объяснить их. Также можно проводить игру «Помоги Пете Ошибкину» (приложение 7), где на карточках написаны слова с ошибками и неверное объяснение орфограмм.
При закреплении темы «Правописание ь после шипящих» с учащимися провожу игру «Память, ау» (приложение 8) Учащимся раздаются карточки, где они должны объяснить написание слов с орфограммой «Правописание ь после шипящих». Игра проводится по рядам. Побеждает тот ряд, где наибольшее число учащихся получили правильные ответы. Похожую игру можно организовать и при изучении других тем по орфографии.
Для повышения активности учащихся предлагаю игру «Переводчик», где ученики должны быть очень внимательными, так как разобьются на две команды (приложение 9).Эту игру использую при закреплении темы «Лексика». Такие игры, я считаю, обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.
При обобщении и систематизации знаний на уроке часто использую «Грамматическое лото» (приложение 10). Использование проверочных тестов на уроке позволяет быструю проверку знаний и умений, оптимизирует время урока и работу учителя.
Считаю, что большое значение в учебном процессе приобретает и рефлексия – диалог с учащимися о результатах действия. Через рефлексивную деятельность учащиеся осознают сферу своих познавательных интересов, источник трудностей. Я использую такие формы рефлексии, как «Интервью», «Загадка», «Продолжи фразу», «Рюкзак» (приложение 11).
Игре можно посвятить и весь урок целиком. Пример такого урока – урок «Обобщение знаний по теме «Орфография» (приложение 12). Такая форма проведения урока позволила в ненавязчивой форме ещё раз повторить тему, устранить пробелы в знаниях учащихся.
При проведении любой игры или создании игровой ситуации нельзя забывать об одном –основным на уроке является обучение русскому языку. Игра лишь активизирует учащихся, делает восприятие более эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций вносит разнообразие на урок, меняет его эмоциональную окраску, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощи. Однако следует опасаться чрезмерного увлечения игрой на уроке. Прежде чем проводить урок, я чётко определяю место лингвистической игре в системе других видов деятельности на уроке, рассматриваю целесообразность их использования на разных этапах изучения различного по характеру материала, детально провожу разработку методики проведения лингвистических игр с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся. Нужно аккуратно отследить занятость каждого ученика на каждом этапе игры. Готовая разработка игры никогда ещё идеально не подошла к моим классам. Нужно корректировать тип заданий и уровень их сложности.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Использование лингвистической игры на уроках русского языка преследует две цели: обучающая, которую преследует учитель, и игровая, ради которой действует учащийся. Для меня важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Чем выше уровень обученности, тем эффективнее работа учителя. Но для важна и сама атмосфера урока, и условия сотрудничества и взаимопонимания.
Проведённое анкетирование среди учащихся 5-ых классов показало, что 92% опрошенным учащимся нравится применение игр и игровых ситуаций на уроках русского языка, и они заинтересованы в их применении в следующих классах. 96% учащимся игра на уроке не только не мешает усвоению материала, но и помогает более простому его осознанию. Ученики отмечают расширение возможностей для проявления своих творческих способностей. Особенно наглядно проявляется рост познавательной деятельности тех учащихся, которые не были уверены в своих возможностях ранее.
Применение лингвистических игр на уроках русского языка позволяет получать более высокие результаты при усвоении знаний учащимися.
Учебный год
|
Качество знаний учащихся 5 класса
|
|
4 класс
|
1четверть
|
2четверть
|
3четверть
|
4четверть
|
2016/2017
|
68%
|
68%
|
70%
|
72%
|
74%
|
2017/2018
|
65%
|
66%
|
68%
|
68%
|
71%
|
2018/2019
|
69%
|
70%
|
71%
|
74%
|
-
|
За время работы накоплено большое количество методических разработок уроков в 5 классе. Мною были проведены открытые уроки для учителей школы. Опыт работы поставлен на изучение в рамках методической работы школы.
3. Заключение
Основная цель игры на уроках языка - показать красоту и неповторимость русского слова. Именно через игру ученикам в любом возрасте (от младших классов до старших) легче понять непростые законы языка, а значит начать изучать язык с охотой и радостью. Игра позволяет учащимся активизировать познавательную деятельность, повышает интерес к предмету, способствует улучшению запоминания правил, раскрепощает учащихся.
В результате использования лингвистических игр на уроках русского языка сделаны следующие выводы:
- использование лингвистических игр активизирует познавательный интерес учащихся на уроке;
- дух соревнования, создаваемый на уроке, позволяет достичь эффекта ответственности, заинтересованности в лучшем результате и активного вовлечения в работу всех учащихся;
- в процессе сотрудничества учащийся развивается в социальном плане, учится аргументировать, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других;
- устанавливается контакт между учениками и учителем, который приводит к активному взаимодействию;
- результаты рефлексии показывают только положительный эмоциональный фон урока.
Поэтому уверена, что проведение уроков с использованием лингвистических игр создаёт для учащихся условия формирования таких качеств личности как способность к самоорганизации и умение объективно оценивать свои знания и возможности. Следовательно, проведение таких уроков позволяет не на словах, а на деле гуманизировать образование, делать его непрерывным, творческим, максимально реализовывать возможности каждой личности.
Анализируя данные выводы, я пришла к заключению, что использование лингвистических игр на уроках русского языка весьма перспективно и будет использоваться мною в дальнейшей работе. Выступая перед коллегами на заседаниях школьного учебно-методического объединения, на педагогическом совете школы могу отметить, что интерес к данному вопросу не ослабевает.
4. Список использованной литературы
1. Александрова, Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») / Г.В. Александрова. – СПб. :Тригон, 1997.– 142с.
2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П.М. Баев. – М.: Русский язык, 2000. – 234с.
3. Галкина, Г.В. Играя, научим: пособие для учителей / Г.В. Галкина, Л.З. Полонецкая. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2010. – 144 с.
4. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2010. – 256с.
5. Лисовская, Е.А. Узелки на память, или мнемонические способы изучения орфографии / Е.А. Лисовская. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2007. – 80с.
Приложение 1
Тест «Найди ошибку»
Тема: «Словосочетание»
- Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
- Главное слово – это слово, от которого ставится вопрос к зависимому.
- Зависимое слово – это слово, от которого ставится вопрос к главному .
- Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически или только по смыслу.
- Подлежащее и сказуемое образуют словосочетание.
Приложение 2
Игра «Верю – не верю»
Каждый вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.
Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка.
Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.
Игра «Пинг-понг».
Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.
Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.
Приложение 3
Игра «Определи место»
Тема. Правописание о,ё после шипящих в корне слова.
Работа с сигнальными карточками. Учитель называет слова, ученики показывают букву, которая пишется в данном слове.
Щётка, жёлудь, жонглёр, шов, шёпот, причёска, щёлка, шёрстка, шофёр, шоколад, чёлн, мажор, пчёлка, шёлковый, трущоба, шорник, печёнка.
Приложение 4
Игра «Собери свой багаж»
Цель: закрепить знание орфограммы «буквы а-о в корнях –лаг- / -лож-, рос-/ - раст-/ -ращ-
На доске развешены картинки чемоданчика и карточки со словами на орфограммы буквы а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-ращ- вокруг них. У каждого ученика на парте лежат карточки с буквами а, о в том количестве, сколько на доске записано слов. Каждый ученик, записав слова в тетрадь, подходит к доске и кладет в чемоданчики нужное количество букв. В конце игры учитель подсчитывает количество багажа в каждом чемоданчике, и помогает учащимся найти свои ошибки.
Пол…гать, р…стение, пол…жить, выр…сли, выр…щивать, предл…жение, отр…сль.
Приложение 5
«Веселые рифмы»
При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.
Главные члены предложения
Когда перед вами задача - найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщи глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружишь этот глагол
Между другими словами,
То подчеркни его поскорее
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто?что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство
На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответ вам, да-да-да.
Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Словосочетание
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.
Приложение 6
Игра «Помоги двоечнику»
Ученик записал стишок, но неправильно поставил переносы в словах и перепутал строчки. Помоги двоечнику записать стихотворение.
Перенёс слова Незнайка:
о-вцы, у-тки, ко-нь, ко-за.
за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
А еще он перенёс:
зо-я, гри-ша, тим-офей,
ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,
а-ня, о-ля и сер-гей.
Где ошибки? вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Приложение 7
«Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
Приложение 8
Игра «Память, ау»
Тема. Правописание ь после шипящих
Учащимся раздаются карточки, где они должны объяснить написание слов с орфограммой «Правописание ь после шипящих». Игра проводится по рядам. Побеждает тот ряд, где наибольшее число учащихся получили правильные ответы.
Южный пляж(?), видиш(?) камыш(?), молодёж(?) планеты, даёш(?) мелоч(?), решаеш(?) много задач(?), пейзаж(?) хорош(?), береч(?) вещ(?), чувствуеш(?) фальш(?), воздух свеж(?), готовиш(?) репортаж(?), малыш(?) похож(?) на отца, гуляеш(?) возле дач(?), скупой богач(?).
Приложение 9
Игра «Переводчик»
- Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами?
Доктор прописал пациенту инъекции.
Вьюга замела тропинки.
Шофёр стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей дома.
- Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
При проверке было выявлено немало дефектов.
Ваши аргументы убедительны.
Все работали с энтузиазмом.
Мы гордимся нашим голкипером.
В газете появилась информация о футбольном матче.
- Кто сумеет найти старославянские (устаревшие) слова и заменить их современными русскими?
Горят румянцем свежие ланиты.
Старец нахмурил чело.
Построен град великий над Невой.
На перстах сверкали кольца.
Приложение 10
«Грамматическое лото»
Тест по теме «Фонетика»
1. Определите лишний звук в рядах:
а) [o], [ы], [ к],[у ]
б)[э ],[ с], [ я],[ д]
в)[д],[ в], [и],[ й]
г)[р],[ т],[ф ],[ ю]
2. Укажите слова, в которых глухие согласные при произношении заменяются звонкими:
а) сделать; б) скользкий; в) резкий; г) отдел; д) просьба.
3. Укажите слова, в которых мягкость согласного обозначена без помощи мягкого знака:
а) июньский; б) рябина; в) небесный; г) брошюра; д) мечта.
4. Укажите слова, имеющие в своём составе только звонкие согласные:
а) капитан; б) камыш; в) лодырь; г) дрова;
5. Определите, в каких словах буква о обозначает [а]:
а) водить; б) водный; в) водяной; г) приводит; д) водица.
6. Определите, в словах каких рядов количество букв совпадает с количеством звуков:
а) светает, ясный; б) свеча, плечо; в) поешь, льёт.
Приложение 11
Рефлексия
«Интервью»
- Представьте себе, что вы – однородные члены предложения, а я хочу взять у вас интервью.
На какой вопрос вы отвечаете в предложении?
Кто из вас главнее?
Кто вас может разделить на письме?
«Загадка»
- Отгадайте загадку.
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется …..(арбуз).
- Как отгадка связана с темой нашего урока?
- Сформулируйте правило.
«Продолжи фразу»
Учащиеся выбирают фразы и заканчивают их:
На этом уроке я узнал, что…
Мне понравилось …
Мне запомнилось…
Самым интересным было…
Меня огорчило…
Полезным для себя считаю…
«Рюкзак»
«Рюкзак» перемещается от одного учащегося к другому со словами
«Я научился…»
Приложение12
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Путешествие по морю Орфография. (Обобщающий урок по теме «Орфография»)
Цели:повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Орфография»;
повторить основные способы проверки слов с орфограммами;
развивать орфографические навыки;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: а) рисунок корабля;
б) маршрут путешествия;
в) наглядный материал для конкурсов на о. Цветов и
«Рыбалка»
г) раздаточный материал;
д) таблица оценивания.
Ход урока
- Организационный момент.
Положительный настрой на урок. Объявление темы и целей урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному и великому морю Орфография.
Мы повторим с вами различные виды орфограмм, вспомним способы проверки слов с орфограммами и , я надеюсь, просто получим удовольствие от общения друг с другом. (Запись в тетради даты и темы урока)
- Старт
Итак, я приглашаю вас на борт корабля, где сама являюсь капитаном. Поднять якорь! Отдать швартовые!
Отправным пунктом является о. Интерес, ну а в результате должны попасть на о. Знание. Вперед! (карта путешествия на доске).
- Остров «Докторов»
Ребята, мы прибыли на о. Докторов. Он так называется, потому что мы должны будем вылечить слова, в которых пропущены буквы и найти среди них «третье лишнее». Мой диагноз – пропуск буквы, а в качестве рецепта должно быть правило.
Учащиеся: Рассказывают правило о проверке безударной гласной в корне слова.
На столах лежат карточки с заданиями.
Вставь пропущенные буквы. Найди « третье лишнее».
а) быстро разв..валось , хорошо прив..лось , разв..валось по ветру;
б) к..рмить , н..чной , зап..х;
в) уд..вление , по..вление ,пл..сать;
г)пос..дел с горя ,зас..делся,заб..жал.
Итак, по цепочке, начиная с 1 парты читаем слова, вставляем нужную букву, подобрав проверочное и записываем в тетрадь (2человека).
Результаты ответов я буду отмечать в заранее мной приготовленную таблицу оценивания. Так я смогу оценить работу каждого после прохождения всех конкурсов.
- Остров Умников (инд. работа)
Ребята, поступил сигнал бедствия с острова, который лежал вдалеке от нашего маршрута и нам нельзя терять время, но и оставить его в беде мы не можем. Предлагаю отправить туда группу Умников, а сами продолжим путь. Они выполнят задание и присоединяться к нам.
Раздаются карточки с заданиями 5-6 сильным учащимся.
(Распределить слова в два столбика: 1 – слова с буквой ы после ц, 2 – слова с буквой и после ц. Объяснить свой выбор.)
Демонстрац…я, границ…, ц…плёнок, ц…клон, огурц…, синиц…н, ц…ц, акац…я, ц…ганский, куниц…н, мотоц…кл, ц…кнуть.
Вставь пропущенные буквы и объясни свой выбор (правописание ы, и после ц)
Пац…енту ввели вакц…ну и исключили из питания ц…трусовые. Ц…ганка исполняла на сцене разные танц… . Верни сестриц…ны ножниц… и ц…ркуль. Операц…я длилась два часа.
- Остров Цветов
Ребята, мы прибыли с вами на о. Цветов. Посмотрите, какая яркая поляна. Но за этими цветами прячутся слова с непроверяемой гласной в корне. Вот сейчас мы и проверим, как вы знаете правописание словарных слов.
К доске вызывается следующие ребята по цепочке, вставляют пропущенную букву, а все остальные записывают слова в тетрадь.
Слова: ветеран, вестибюль, концерт, багряный, золото, ромашка, балкон, вокзал, велосипед.
- Остановка на рыбалку
Ребята, я предлагаю остановиться в тихой гавани Согласных и порыбачить. На каждой из этих рыбок (на доске висят рыбки) сзади написаны слова с выбором глухой или звонкой согласной. Вам нужно подобрать проверочное слово.
Учащиеся выходят дальше по цепочке, снимают рыбку и отвечают, остальные записывают в тетрадь вместе с проверочными).
Слова:лодка –лодочка
жидкий – жидок
меткий – меток
просьба – просит
плужком - плужок
слежка – отслеживает
сердце – сердечный
поздний – опоздать
солнце - солнечный
- Остров Пиратов
Ребята, в плену у пиратов оказались слова, ведь некоторые из них написаны с ошибками. Чтобы спасти их, мы должны исправить ошибки, применив нужное правило. Карточки с заданием у вас на столе. (Правописание корней с чередующимися гласными о-а)
Каснутьсяростения, косаться рукой, огорок свечи, загарелый мальчик, пологаться на себя, полажить на стол, расткипрорасли, вечерняя зоря.
- Остров Мягкий
Чтобы преодолеть и последний остров, мы должны вспомнить правило о правописании Ь после шипящих и выполнить задание.
Учащиеся рассказывают правило.
У вас на столе лежат таблички, я буду читать слова, а вы под соответствующим номером будете писать либо Ь, если это слово пишется с ним, и ставить прочерк, если без него.
Слова:1. идешь
2. с крыш
3. лечь
4. луч
5. дочь
6. отрежь
7. из училищ
8. врач
9. полночь
10. плащ.
(в зависимости от времени)
Взаимопроверка – обменяйтесь листочками, я буду читать правильные ответы, а вы оцените работы друг друга по данной шкале.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Ь
|
-
|
Ь
|
-
|
Ь
|
Ь
|
-
|
-
|
Ь
|
-
|
Сдайте листочки с оценками.
- Окончание путешествия
Итак, ребята, поздравляю вас вы прибыли на остров Знание и доказали, что вы действительно владеете знаниями и отличная команда. Я подведу итоги и выставлю вам оценки.
А еще я желаю вам всем всегда так удачно путешествовать по морю
Орфографии и интереснейшей стране, имя которой Русский язык!
Д/З повторить словарные слова, упр. 156
раскрыть » / « свернуть