ГУО «Средняя школа аг.Вулька-2»
Исследовательская работа по краеведению
История школы в лицах учителей
Ёвич Ангелина
Ученица 10 класса
Руководитеть: Вечёрко Татьяна Анатольевна
учитель биологии и химии
ГУО «Средняя школа аг.Вулька-2»
аг.Вулька-2
2014г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. 2 стр.
Глава 1.История возникновения школы в селе..………………………. 3 стр.
Глава 2.Учитель - это призвание……………………………………….. 11 стр.
Заключение……………………………………………………………….. 17 стр.
Литература………………………………………………………………... 18 стр. Приложения ……………………………………………………………... 19 стр.
Приложение 1.По архивным данным количество детей обучающихся в разное время в школе…………………………………………………………….. 19 стр.
Приложение 2.Состав учителей на 1966-1967 учебный год…………. 19 стр.
Приложение 3. Список учителей, работавших и работающих в ГУО « Средняя школа аг.Вулька-2» Стаж работы в данном учебном учреждении более 5 лет. (выписка из книги кадрового состава)…………………………………… 20 стр
Приложение 4.Список директоров ГУО «Средняя школа аг.Вулька-2»..22стр
Введение
Тема, выбранная нами в качестве исследования, представляет для нас большой интерес по многим причинам: во-первых, педагоги, чьи имена мы оживили своей работой, достойны памяти, они особая страница истории школы, в которой учимся мы. Во-вторых, сегодня, к сожалению, образ учителя незаслуженно рисуется в СМИ и в обществе серыми, а то и черными красками. Это несправедливо, о чем мы с уверенностью говорим, исходя и из истории нашей школы, и из её сегодняшнего дня. Наши учителя - пример неиссякаемого творчества, педагогического мужества, настоящей заботы о будущем своих учеников и всей страны. Благодаря традиции высоко держать честь профессии учителя, они проложили дорогу в педагогику многим выпускникам школы. Сегодня многие из них работают в школе учителями.
Цель работы: восстановление страниц истории школы (от её рождения до наших дней) через конкретные имена и судьбы.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- определить время рождения школы в деревне Вулька-2;
- выяснить, кто стоял у истоков школы;
- найти и описать судьбы тех педагогов, о ком сохранилась память.
В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: «Возможно ли восстановить историю школы по документам, фотографиям и воспоминаниям».
Область исследования: краеведение.
Объект исследования: фотографии, архивы, письма, устные воспоминания.
Предмет исследования: судьбы учителей, стоявших у истоков нашей школы.
Методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.
Практическая значимость: материалы исследовательской работы могут использоваться для проведения классных часов; в районном, областном, но сперва в школьном музеи, где пока нет материалов об истории школы; для создания стенда «Летопись школы - в лицах».
А мы сегодня летопись открыли,
И школа наша стала молодой:
Мы вспомнили всё то, что позабыли,
Что уходило с вешнею водой…
Мелькают годы и шуршат страницы,
А забывать мы не имеем права
Знакомые и молодые лица,
Что школе принесли почёт и славу.
Глава 1. История возникновения школы в деревне Вулька-2.
Моя земля – это место где я увидела траву, где я наклонилась, чтоб испить глоток воды из чистого родника! Моя земля – это место, где на тонком тальнике о чем-то поёт желтогрудая птаха. Моя земля! Маленькое начало её - небольшая деревня в Лунинецком районе - Вулька-2.
История школы в д.Вулька-2 можно рассматривать до периода установления Советской власти в Западной Беларуси и после Великой Отечественной войны.
Деревня Вулька-2 находится в той части территории Беларуси, которая по условиям Рижского договора входила в состав Польского государства в 1921 – 1939 гг., в исторической литературе получила наименование Западная Беларусь.
Фото1. Здание польской школы
|
|
До 1939 года в деревне была польская школа (Фото1). Детей учили на польском языке польские учителя. В школе велось преподавание Закона Божьего. При успешном окончании семилетней школы ученики получали направление в купеческую школу в г.Белосток. К сожалению, здание школы не сохранилось до наших дней, оно было уничтожено во время войны.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Накануне войны, 23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен договор о ненападении - пакт Молотова-Риббентропа. До сентября 1939 года часть польских учителей уехали в Польшу , а те, что остались были арестованы и отправлены в ссылку в Сибирь. Школа была закрыта.
Открыть школу в деревне и прислать новых учителей Советская власть не успела. Германия напала на СССР.
Во время войны практически вся деревня была сожжена. Люди жили в землянках. Деревянные постройки остались в основном только на хуторах.
После окончания войны в д.Вулька-2 прислали двух комсомолок из Шкловского района, для создания школы. Этими комсомолками были Махрачёва Вера Константиновна и Лидия (фамилия и отчество к сожалению, не сохранились до наших дней. Начальная школа была открыта в 1945 году. Первым директором школы и первым учителем в этой школе была Ходина (Махрачёва) Вера Константиновна, которая прошла Великую Отечественную войну в партизанском отряде им. Кирова в Могилёвской области Шкловского района. Работа директора была нелегкой, ведь за партами сидели не просто школьники, а ребята, которые перенесли оккупацию, узнали, что такое голод и непосильный труд.
Учиться было негде, пока строилось деревянное здание, дети с учителями учились по хуторам (где уцелели деревянные хаты). Строительство деревянного здания школы было начато в том же 1945 году.
Брёвна для строительства заготавливали в лесу и на подводах доставляли к месту стройки. Ученики приносили еду своим учителем, в стране не хватало еды, поэтому помогали приезжим учителям кто, чем мог. Участие в строительстве принимали не только две молодые учительницы, но и дети. Школа открыла двери своим ученикам в 1946 году. (Здание школы сохранилось до наших дней. Теперь это жилой дом. Фото 2.)
Фото 2.Первое здание советской школы.
|
|
Из воспоминаний первого директора Ходиной (Махрачёвой) В.К. «После войны всем было тяжело. Школу строили все вместе. С утра ходили в школу. После уроков все вместе шли на строительство школы. Чтобы мы не голодали, дети приносили еду, помогали кто, чем мог. После возведения каркаса здания с крышей, у нас появилось первое жильё-чердак школы. Было холодно, голодно, но ни кто не жаловался. В свободное время, а его было не много, пели песни, танцевали, устраивали праздники…»
Фото 3. Махрачёва В.К. с учениками
|
|
В школе было холодно, одежда на детях старая. У многих детей погибли отцы на фронте. Матери трудились в колхозе от темна до темна, чтобы прокормить семью. В классах учились дети разных возрастов. Первые учителя: Вера Константиновна и Лидия работали в две смены. Поскольку здание школы было маленьким, а детей много, колхоз построил новое деревянное здание в 1949 году, а старое здание было отдано под сельский клуб.
Новое деревянное здание было построено в центре села, на пригорке. В то время он находился на перекрёстке двух дорог, там же был и сельсовет. Рядом был клуб, магазин, правление колхоза. Школа была начальная. В ней были печи в классах, поэтому летом школьники сами заготовляли дрова. Из осветительных приборов были только керосиновые лампами. В классной комнате училось сразу по два класса.
С 1947 году педагогический коллектив школы начал пополняться. В школу пришла Анна Алексеевна Павлович (Сазонова) учитель начальных классов, потом учитель математики в старших классах, завуч школы.
В 1948 году -Зинаида Иосифовна Ванюк (Свиридова) - учитель начальных классов.
В 1953 году Анна Алексеевна Павлович (Шумская) - учитель начальных классов, учитель трудового обучения.
В 1955 году в школу пришла работать Любовь Тимофеевна Павлович (Федченко) сначала пионервожатой, а после окончания Пинского педучилища в 1963 году учителем начальных классов.
«В учебное время отмечались различные праздники. 7 ноября нас принимали в пионеры. А новогодние утренники были такие загадочные и таинственные, к ним мы готовились задолго, изготавливали игрушки, карнавальные костюмы, готовили инсценировки. Конфет не было, а в подарках были мороженые яблоки и ранетки с колхозного сада.
Фото 4. Махрачёва В.К. и
Федченко Л.Т.
|
|
Всегда с ребятами рядом учителя. Они принимают участие в школьных и районных мероприятиях. КВН между учителями и учениками вошел уже в традицию школы. Школа жила, училась, работала, и лучше нашей школы для нас не было».
Постепенно количество учителей возрастало и приблизительно в 1955 году школа из начальной стала семилетней.
На посту директора Веру Константиновну сменила Стефаненко Софья Фёдоровна, которая была директором до 1955 года (Фото 5).
Многие фамилии учителей того времени были утеряны. Сохранились лишь на фотографиях.
Люди постепенно оправлялись от ран нанесённых войной. Отстраивались дома, создавались новые семьи, рождались дети. Численность населения колхоза с каждым годом росла.
Фото 6. Учителя и ученики семилетней школы
|
|
В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние. И нашей школы они тоже коснулись. И с 1958 года школа стала восьмилетней. К этому времени в школу провели электричество и чадящие керосиновые лампы заменили на яркие электрические. Школа работала уже не в две, а три смены. Классных комнат не хватало.
Фото 7. Коллектив школы конец 50-х
|
|
В 1958 году в школе было организовано горячее питание, состоящее из большого куска домашнего хлеба, масла и чая. Обедали в классах, каждый за своей партой. В школу ходили дети из ближайших деревень (д.Добрая Воля и д.Галый Бор) и хуторов.
В 1959 году в школу пришла работать Павлович Мария Ивановна (Рудская) учитель русского языка и литературы (Фото 8). Долгое время Мария Ивановна была заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
С 1959 года по 1960 год директором нашей школы был Семченко Михаил Иванович(Фото9).
Фото 8. Рудская М.И. М.И. М.И.
|
|
В 1960 году директором становится Кадушкин Михаил Семёнович (Фото 9).
Фото 9. Семченко М.И. и педколлектив.
|
|
Преобразования в образовании проведённые в 1958 не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. Старая школа уже не вмещала своих учеников. И в 1963 году было начато строительство нового кирпичного здания школы.(Фото 10 и 11)
Фото 9.Кадушкин М.С. и педколлектив
|
|
Из воспоминаний Ходиной Ольги Григорьевны.
«Михаил Семёнович был добрый, отзывчивый человек, отличался хозяйственностью, практичностью, дальновидностью. Именно ему мы обязаны тем, что в Вульке-2 началось строительство новой типовой школы. С большим удовольствием мы ходили на уроки немецкого языка, которые проводил Михаил Семёнович».
Фото 10. Кирпичное здание школы
|
|
После занятий учителя и старшие ученики спешили на стройку, чтобы оказать посильную помощь строителям. Все хотели быстрее закончить строительство. И 1 сентября 1964 года занятия начались уже в новой просторной школе. Новая школа была средней.
В построенной школе было ещё печное отопление, но классы были просторнее и более светлыми. В школе был открыт буфет. Вокруг школы были посажены молодые деревья.
Фото11. Здание школы 1965год
|
|
С начала 70-х гг. начался переход к всеобщему среднему образованию. В школе была открыта вечерняя школа. В это время педагогический коллектив школы состоял из 21 человека и в школе училось 328 учеников. Во главе школы стоял Процик Владимир Петрович.
Фото12. Интернат при школе
|
|
В 1970 году при школе был открыт интернат(фото 12), для детей из соседних деревень. Он работал до 1990 года. В интернате проживали дети из д.Добрая Воля (там была открыта только начальная школа) и д.Галы Бор (там работала неполная средняя школа - восьмилетка).
Фото 14. Николаевич М.В. с коллегами
|
|
С 1973 по 1977 год директором становится Николаевич Михаил Васильевич (Фото13,14)
В 1977 году снова происходит смена директора. Им становится Лущик Пётр Дмитриевич.
В 1981 году директором школы становится учитель химии и биологии Нагорный Максим Степанович (Фото 16).
Фото 15.Выпускники 1978 года и директор
|
|
Максим Степанович работал в школе учителем с 1967 года.
С 1985 по 1989 год при школе создавались производственные бригады (животноводы, механизаторы, строители, полеводы). Бригады создавались по заявлениям учащихся и считались структурным подзвеном колхоза «Рассвет». Для этой цели школе был выделен участок земли в 12 га и два трактора МТ3-80, Т-25. На этом участке росла свекла(2га сахарной и 2 га кормовой), картофель (4га), ячмень (4га). Летом ученики пололи овощи на колхозном поле, работали на пришкольном участке.
26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв ядерного реактора. Этот день поделил жизнь населения до и после Чернобыля. После аварии на Чернобыльской АЭС, Вулька-2 попала в зону радиоактивного заражения свыше 5 Ки\ км2, д. Добрая Воля попала в программу переселения всех жителей в чистую зону.
Фото17.Здание школы 1990год
|
|
В 1990 году был закрыт интернат. В этом здании была открыта столовая, организовано 2-х разовое горячее, бесплатное питание. Учеников вместе с учителями выезжали на оздоровление дважды в год в санатории Беларуси и за рубежом. Все зелёные насаждения школы были уничтожены и территория вокруг школы заасфальтирована. Мероприятия по уменьшению радиоактивного фона вокруг школы изменили её облик.
С 1999 года директором становится ученик Нагорного Максима Степановича учитель истории Павлович Николай Николаевич (Фото 18).
С 2007 года по настоящее время директором является Шмат Александр Михайлович (Фото19). Свою работу в школе д.Вулька-2 Александр Михайлович начал по распределению, после окончания Мозырского пединститута учителем начальных классов. Затем был завучем школы по учебной работе.
В 2008 году д.Вулька-2 стала агрогородком.
2 августа 2011 года был заложен первый камень в фундамент на строительстве новой современной долгожданной школы (Фото 20).
Фото 20. Строительство новой школы 2012год
|
|
1 сентября 2012 года новая школа распахнула свои двери ученикам (фото 21). В новой школе установилась кабинетная система, есть кабинет информатики, просторный спортзал, специализированные мастерские для мальчиков и девочек (кулинарный кабинет и швейный). В школе уютная столовая совмещенная с актовым залом. В школе 2 группы продлённого дня, в которых занимается ученики 1-4 классов. На открытие новой школы нам подарили школьный автобус.
В 2015 году нашей школе исполнится 70 лет. Старое здание школы стояло много лет, видела многое, конечно, нам хорошо сейчас в новой красавице-школе, но и старая школа дорога нам своими делами и традициями, рассказывать о которых можно бесконечно.
Листая страницы истории школы,
Мы вспомним всё это и скажем опять:
Пусть век уже новый, но мы, безусловно,
Историю школы обязаны знать!
Глава 2. Учитель – это призвание.
Учитель! Как и чем измерить
Его нелегкий добрый труд?
Нет на земле подобной шири,
В морях подобной глубины –
За всё, что лучшее есть в мире,
Благодарить его должны.
С.В. Савинова
Наверно, немногие задумывались: «А каково это – сеять разумное, доброе, вечное?» Что движет человеком, стремящимся вложить в головы учеников хотя бы небольшую частицу знаний? На этот вопрос ответить может только прирождённый Учитель. Именно так, Учитель с заглавной буквы.У каждого из нас в памяти своя школьная тропинка. Проходят годы, и она становится большой дорогой длиною в жизнь. И очень важно, кто идёт рядом, кто открывает человеку окно в этот удивительный мир. Учитель - это призвание. Учителями не рождаются - ими становятся.
Школа - это, прежде всего, люди. Ученики, учителя, родители, выпускники. И историю школы пишут и хранят люди. В этой главе Вашему вниманию предложены страницы истории, написанные людьми, которые работают или работали в Средней школе аг.Вулька-2, стояли у её истоков, создавали и развивали школьные традиции, которые полностью погружались в школьную жизнь. Так же здесь представлены материалы о людях, которые являются неотъемлемой частью истории нашей школы.
Вера Константиновна Ходина (Махрачёва)- учитель начальных классов.
Это участники войны называют свои парадные сюртуки "иконостасами". Такого у Веры Константиновны нет, но грамот и благодарностей много. И звания у нее высокие!
В 1945 году Вера Константиновна приехала в Лунинецкий р-н. Увидела приземистые землянки, где часто ютилось несколько семей. Ей места ни в одной не нашлось. За лето построили начальную школу, чердак стал первым послевоенным жильём. Постепенно привыкала к новым условиям. Нашла друзей, единомышленников, и через три года группа энтузиастов прославила деревню своими самодеятельными театральными постановками. Чаще всего это были пьесы белорусских драматургов. На репетиции собиралась вся деревенская молодёжь. Голодные, плохо одетые, но с огромным желанием выступать на сцене, которую сооружали в школе. А на спектакли приходили даже из соседних деревень. Постепенно быт налаживался. Вера Константиновна встретила своего суженого, вышла замуж. Но любовь к сцене осталась на всю жизнь. Приобщила к сцене мужа, соседей, друзей, детей. С пяти лет старший сын стал баянистом, незаменимым аккомпаниатором на всех концертах, без которых не обходился ни один праздник. Любовь к сцене передалась и дочери. Ольга Григорьевна начинала свою профессиональную деятельность работником культуры. Но победила любовь к школе, и вот уже 36 лет Ходина Ольга Григорьевна продолжает традицию свой героической матери в качестве учителя русского языка и литературы в средней школе аг.Вулька-2.
Анна Алексеевна Павлович (Сазонова)-учитель начальных классов.
Родилась в могилёвской области. После окончания учёбы в Ганцевичском педучилище была направленна в Лунинецкий район. Деревня встретила её землянками и деревянной школой на пригорке. С помощью Веры Константиновны она быстро познакомилась с жителями деревни и учащимися школы. Учительница начальных классов она проводила уроки математики в старших классах. Одно время была заучем. Дети очень любили её за чудный характер и чуткое отношение к детям.
Зинаида Иосифовна Ванюк (Свиридова)- учитель начальных классов. Зинаида Иосифовна приехала в школу в 1948 году. Человек творческий, активный, стремящийся к сохранению традиций, которые ранее сложились в школе она очень много работала вместе с детьми для восстановления деревни после Великой Отечественной войны. Принимала активное участие в художественной самодеятельности.
Анна Алексеевна Павлович (Шумская) – учитель начальных классов.
Закончила учёбу в 1953 году и была наплавлена на Лунинетчину. Анна Алексеевна работала в начальных классах и вела трудовое обучение в старших классах. Ей очень понравился педагогический коллектив, помогали друг другу, поддерживали. В этой деревне вышла замуж и осталась в ней навсегда. Много лет Анна Алексеевна была председателем профсоюзного комитета в Вульковской школе. За свою работу была награждена почётными грамотами. В 1987 году награждена значком «Выдатнік народнай асвяты»
Павлович Любовь Тимофеевна – учитель начальных классов.
Родилась в деревне Баевка Кричевского района Могилёвской области в многодетной семье. Приехала в деревню Вулька-2 в 1955 году и стала работать пионервожатой. Работала до 1963 года, потом стала работать учителем начальных классов. Любовь Тимофеевна всю себя отдавала детям. Работая пионервожатой, вместе с детьми выступала с концертами перед колхозниками, принимала детей в пионеры. Случалось и так, что транспорта небыло и тогда приходилось идти пешком в Лунинец. Для многих ребят она была не только учительницей, но и второй мамой. Школьники очень любили её. Уважали её и коллеги по работе за открытость, щедрость, весёлость и открытость, за свою точку зрения. Не только ученикам она передала любовь к знаниям, но и своим детям: дочка Галина и сын Василий работают учителями в школах Лунинецкого района.
Павлович (Рудская) Мария Ивановна-учитель русского языка и литературы.
Родилась в октябре 1936 года в деревне Острометчево Брестского района. Росла сиротой, папа погиб в годы Великой Отечественной войны. В 1959 году приехала на Лунинетчину, работала завучем школы, сразу после окончания института. Ученики не забудут своего учителя. Мария Ивановна вела драмкружок, выразительное чтение. На районных конкурсах её ученики были в числе первых. Это был человек великой доброты, к которому можно было обратиться в любой момент.
Добросовестная работа вознаграждалась грамотами района и области. Министерством образования. Мария Ивановна нераз выбиралась депутатом Сельского Совета.
Ёвич (Хилинская) Лидия Адамовна –учитель русского и белорусского языка и литературы
Лидия Адамовна пришла работать в школу в 1966 году учителем русского и белорусского языков после окончания Минского пединститута. Здесь вышла замуж и осталась навсегда. Своим трудом посеяла в душах своих учеников любовь ко всему окружающему, зарядила целое поколение энергией и верой в справедливость, вселила надежду в свои силы каждому, кто прошел через её сердце. А таких можно насчитать не один десяток. И спроси сейчас любого об этой удивительной женщине – каждый даст её характеристику человека, обладающего щедрой душой, уважением к окружающим и вежливым гостеприимством. Труд Лидии Адамовны высоко ценят и её выпускники, и их родители, и коллеги.37 лет она проработала в Вульковской средней школе.
Нагорный Максим Степанович-учитель химии и биологии, директор школы с 1981 года
В сентябре 1967 года в школу пришёл работать молодой специалист - учитель химии и биологии Максим Степанович Нагорный. Со школы он призвался в армию. После демобилизации вернулся в школу. Долгое время был заместителем директора по учебной работе.
Интеллигентный, необыкновенно тактичный, благородный, высокообразованный, он сразу покорил сердца коллег и воспитанников. Максим Степанович умел заглянуть в самую сущность дела, предвидеть ошибки, честно и открыто предупредить.
Самоотверженность к своему делу, любовь к школе, уважение и готовность помочь всем - вот главное, что характеризовало его не только как учителя, но и директора школы. Во время его руководства в школе царствовала спокойная доброжелательная обстановка; общественная жизнь школы бурлила.18 лет трудовой деятельности он был директором школы, болел за нее душой, стремясь разнообразить формы и методы работы.
Клевжиц Владимир Петрович –учитель истории
Пришел в Вульковскую среднюю школу в 1969 году учителем истории. Такт, настойчивость - вот принципы его педагогического стиля. Именно умение найти подход к каждому ученику, пристальное внимание ко всем, разумная требовательность - позволили Владимиру Петровичу работать с полной отдачей сил. Всегда энергичный, деловитый, он умело занимался воспитательной работой среди школьников, особенно уделяя внимание нравственным вопросам.
Тельпук (Соц) Мария Антоновна- учитель начальных классов.
Пришла вшколу в1975 году пионервожатой, затем стала учителем начальных классов. В школе познакомилась со своим будущим мужем, учителем допризывной подготовки и историиАлександром Ивановичем. Проработала учителем начальных классов в школе около сорока лет. В селе, пожалуй, нет человека, который не знал бы эту энергичную, волевую, душевную женщину, обладающую неугасаемым оптимизмом и обострённым чувством справедливости. Через её руки, ум и сердце прошли десятки и десятки детей. Для многих из них она стала не только первой учительницей, но и второй мамой. Строгая, требовательная, но вместе с тем чуткая и душевная, она находила «ключик» к сердцу каждого ученика. Научить читать, писать, считать - какой это огромный, напряжённый труд! Для ребят всё было понятно, доступно, интересно и комфортно.
17 выпускников, у кого первой учительницей была Мария Антоновна, избрали профессию педагога. Из них 11 человек стали учителями начальных классов.
Тельпук Александр Иванович - учитель истории
Александр Иванович стал учителем после демобилизации из армии в звании капитана в 1977году. Всегда подтянутый, добросовестный, методически грамотный, талантливый учитель, мастер своего дела. Его отличала удивительная способность находить каждому ученику дело по душе, воспитывать стремление к познанию, развивать фантазию, воображение, любовь к творчеству. Обучающее и воспитательное значение уроков Александра Ивановича только в их содержании, эффективных методах, в знании подходов к преподаванию предмета, а, также, в том, что на его уроках не было бездействующих и незаинтересованных учеников. Обстановка взаимного уважения, понимание и спокойное, доброжелательное отношение учителя к каждому ученику способствовали развитию мысли и рабочей атмосферы в классе.
Жогальская Вера Андреевна- учитель биологии и географии.
Вера Андреевна пришла работать в Вульковскую среднюю школу после расформирования вечерней школы в г.Лунинце. В выполнении своих обязанностей отличалась ответственностью и инициативой. Обязательна, легко принимала новое и перспективное, большое внимание уделяла внимание результатам учеников, созданию условий для повышения их мастерства. Вера Андреевна была профессионалом с большой буквы, обладала профессиональными компетенциями.высокой культурой, тактом, профессионализмом, интеллигентностью во всем: в манере держаться и говорить, в суждениях о людях и событиях, в укладе жизни.
Якубович (Кишкевич) Галина Ивановна – учитель русского языка и литературы.
Пришла работать в школу после распределения в 1975 году. Познакомилась с будущим супругом и так и осталась в деревне. В школе проработала 36 лет.
Главное педагогическое кредо Галины Ивановны - это духовное развитие и воспитание личности. Её дети научены ценить дружбу, с уважением относиться к старшим, любить своих родных, свой край, свою Родину.
Галина Ивановна за годы своей работы дала много открытых уроков и мероприятий. И на каждом уроке коллеги отмечали её мастерство, трудолюбие, стремление передать молодым свои знания и опыт.
Ходина Ольга Григорьевна – учитель русского языка и литературы и Ходина Галина Владимировна-учитель белорусского языка и литературы.
«Пусть говорят,что дружбы женской не бывает...»- поется в известной песне.Так и хочется возразить: "Бывает! «Более полувека назад судьба свела двух женщин, судьбы которых удивительно похожи - это Ходина Ольга Григорьевна (учитель русского языка и литературы)и Ходина Галина Владимировна (учитель белорусского языка и литературы). Мамы этих женщин всё свою жизнь посвятили детям, проработав в Вульковской-2 школе учителями начальных классов всё свою жизнь.
Каждый день приходит на работу Ольга Григорьевна Ходина. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не одно обстоятельство: уже много лет она могла бы находиться на заслуженном отдыхе, а не спешить на работу. Но всю жизнь отдав школе и ученикам, ей сейчас сложно представить, как она сможет обходиться без дребезжащих звонков на урок, без суматошного гвалта на переменах, без своего предмета-русского языка и литературы, который очень любит. Долгая жизнь, в которой были и потери близких, и любимая работа, и активная общественная позиция.
Галина Владимировна начинала свою педагогическую карьеру в качестве педагога-организатора, затем стала учителем белорусского языка и литературы. Она обладает хорошими практическими способностями планирования, организации. В выполнении своих обязанностей отличается ответственностью и инициативой. Обязательна, легко принимает новое и перспективное, большое внимание уделяет результатам труда учеников. Галина Владимировна создала в классном коллективе атмосферу высокой взаимной требовательности, доброжелательности, заинтересованности в достижении поставленных целей.
Уроки этих двух удивительных женщин поражают легкостью и сложностью одновременно, на них невозможно быть равнодушным, невнимательным. Ходина Ольга Григорьевна и Ходина Галина Владимировна - две подруги, два единомышленника, два близких человека. И сегодня они вместе: обе - классные руководители, даже дети у них практически одного возраста, являются выпускниками в 2015 году Средней школы аг.Вулька-2 - 9 и 11 класс. И никаких проблем из-за разности в возрасте! Вот такая история.
Заключение
Мы выяснили, что история Вульковской школы насчитывает более 70 лет. В памяти односельчан сохранились добрые воспоминания о тех, кто стоял у истоков школы. Каждый из них вложил свою лепту в добрую репутацию нашей школы, показывая нам, живущим сегодня, насколько бескорыстна и благородна миссия педагога - независимо от выпавшего на его долю времени.
Судьбы учительниц военной поры - тому подтверждение. Судьба Ходиной (Махрачёвой) Веры Константиновны и её подруги Лидии, Анны Алексеевны Павлович (Шумской), Любовь Тимофеевны Павлович (Федченко), Рудской (Павлович) Марии Ивановны, Нагорного Максима Степановича, Ёвич Лидии Адамовны, Жогальской Веры Андреевны, Якубович Галины Ивановны, Гончаровой Ирины Александровны, Ходиной Ольги Григорьевны, Ходиной Галины Владимировны и многих других - пример бескорыстия, светлой веры в завтрашний день, пример служения Отечеству, утверждение понятия «Честь учителя». Они воплотили в себе высокие черты, свойственные лучшей части белорусского учительства во все времена: пытливый ум, творческий поиск, стремление к саморазвитию и совершенству.
У наших ветеранов есть чему поучиться и современным педагогам! Я думаю, не стоит забывать, что хотя ученики и приносят славу Беларуси, славится она именно учителями – строгими, но, тем не менее, любимыми, стремящимися каждый день видеть перед собой счастливые лица учеников. Не смейте забывать учителей, они достойны вечного почёта и уважения!
Литература.
1.Книги приказов с 1970г по 2006г
2.Книги учёта педагогического состава школы с 1980г.
Приложения.
Приложение 1. По архивным данным количество детей обучающихся в разное время в школе.
Учебный год
|
Всего учащихся
|
Количество учащихся по классам
|
1971\1972
|
328
|
1-26; 2-41; 3-31; 4-54;5-33; 6-49;7-37; 8-13; 9-12; 10-15.
|
1972\1973
|
335
|
1-43; 2 «А»-21; 2 «Б»-20; 3 «А»-20; 3 «Б» -20 4-36; 5 «А»-26; 5 «Б» -24; 6-30; 7 «А»-25; 7 «Б»-25; 8-37; 9-13; 10-12.
|
1978\1979
|
282
|
1-25; 2-20; 3-23; 4-25; 5-27; 6-42; 7-31; 8-44; 9-20; 10-30.
|
1982\1983
|
241
|
1-36; 2-27; 3-16; 4-28; 5-24; 6-30; 7-24; 8-27; 9-31; 10-28.
|
1983\1984
|
290
|
1-30; 2-22; 3-18; 4-38;5-30; 6-17; 7-28; 8-24; 9-35; 10-26. Подготовительный -22
|
1988\1989
|
321
|
1-27; 2(6)-31; 2(7)-32; 3-19; 4-35; 5-26; 6-21; 7-33; 8-31;9-27; 10-28; 11-11
|
2001\2002
|
181
|
1-18; 2-9; 2-8; 3-9; 4-10;5-14; 6-14; 7-16; 8-20; 9-13; 10-27; 11-23
|
2013\2014
|
170
|
1 ступень(1-4 классы)-51;2 ступень (5-9 классы)-93
3ступень(10-11 класы)-26
|
Приложение 2. Состав учителей на 1966-1967 учебный год.
Ф. И.О. учителей
|
Предмет
|
Кадушкин Михаил Семёнович
|
Директор
|
Ходина Вера Константиновна
|
Учитель начальных классов
|
Павлович Анна Алексеевна
|
Учитель начальных классов
|
Павлович Анна Алексеевна
|
Учитель начальных классов
|
Ёвич Лидия Адамовна
|
Учитель белорусского языка и литературы
|
Ванюк Зинаида Иосифовна
|
Учитель начальных классов
|
Павлович Любовь Тимофеевна
|
Учитель начальных классов
|
Павлович Мария Ивановна
|
Учитель русского языка и литературы
|
Кадушкина Мария Андреевна
|
Учитель математики
|
Шкоруба Ольга Яковлевна
|
Учитель химии и биологии
|
Насеня Анна Ивановна
|
вожатая
|
Насеня (имя, отчество утеряно)
|
Учитель трудового обучения
|
Приложение 3. Список учителей, работавших и работающих в ГУО « Средняя школа аг.Вулька-2» Стаж работы в данном учебном учреждении более 5 лет.(выписка из книги кадрового состава)
№ п/п
|
Фамилия, имя, отчество
|
Преподаваемый предмет, должность
|
Время работы
|
Стаж работы
|
1
|
Ходина (Махрачёва) Вера Константиновна
|
директор школы, учитель начальных классов, учитель пения
|
1945/1983
|
38 лет
|
2
|
Павлович (Сазонова) Анна Алексеевна
|
Учитель начальных классов
|
1947\ 1987
|
40 лет
|
3
|
Ванюк (Свиридова) Зинаида Иосифовна
|
Учитель начальных классов
|
1948\ 1976
|
32 года
|
4
|
Павлович (Шумская) Анна Алексеевна
|
Учитель начальных классов
|
1953\ 1986
|
33 года
|
5
|
Павлович (Федченко) Любовь Тимофеевна
|
Учитель начальных классов
|
1955\ 1993
|
38 лет
|
6
|
Павлович (Рудская) Мария Ивановна
|
Учитель русского языка и литературы, завуч школы по учебно-воспитательной работе
|
1959\ 1993
|
34 года
|
7
|
Нагорный Максим Степанович
|
Учитель химии и биологии, завуч школы по учебно-воспитательной работе, директор школы
|
1967\ 2001
|
*34 года
|
8
|
Клевжиц Владимир Петрович
|
Учитель истории, завуч школы по учебно-воспитательной работе
|
1969\
1993
|
24 года
|
9
|
Карпец Павел Александрович
|
Учитель географии, биологии и химии; завуч школы по учебно-воспитательной работе
|
1971\ 1979
|
8 лет
|
10
|
Литвинович Фёдор Васильевич
|
Учитель труда и черчения
|
1972\87
|
15 лет
|
11
|
Павлович (Орешкевич) Светлана Николаевна
|
Учитель математики
|
1972\ 1989
|
17 лет
|
12
|
Литвинович (Шудейко) Галина Владимировна
|
Организатор
|
1975\87
|
13 лет
|
13
|
Ковшик (Сайко) Надежда Владимировна
|
Учитель физики
|
1975\ 1990
|
15 лет
|
14
|
Якубович (Кишкевич) Галина Ивановна
|
Учитель русского языка и литературы
|
1975 \
2011
|
36 лет
|
15
|
Тельпук (Соц) Мария Антоновна
|
Пионервожатая, учитель начальных классов
|
1975-по настоящее время
|
*40 лет
|
16
|
Свибович (Русак) Мария Ивановна
|
Учитель немецкого языка
|
1977\ 1995
|
18 лет
|
17
|
Ёвич (Хилинская) Лидия Адамовна
|
Учитель русского языка и литературы
|
1966\ 2003
|
37 лет
|
18
|
Павлович (Гузова) Вера Васильевна
|
Учитель математики, завуч школы по учебно-воспитательной работе
|
1978\ по настоящее время
|
*37 лет
|
19
|
Тельпук Александр Иванович
|
Военрук, учитель истории
|
1977\ 2014
|
37 лет
|
20
|
Ходина (Павлович) Галина Владимировна
|
Воспитатель группы продлённого дня, организатор, учитель белорусского языка и литературы
|
1980-по настоящее время
|
*35 лет
|
21
|
Павлович Софья Николаевна
|
Пионервожатая, учитель пения, учитель начальных классов
|
1982-по настоящее время
|
*33 года
|
22
|
Нагорная (Гринь) Екатерина Михайловна
|
Учитель физической культуры
|
1982-по настоящее время
|
*33 года
|
23
|
Ходина Ольга Григорьевна
|
Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы
|
1982-по настоящее время
|
*33 года
|
24
|
Ярохович (Ровба) Жанна Леонидовна
|
Учитель начальных классов
|
1986\ 1991
|
5 лет
|
25
|
Пешко Ирина Николаевна
|
Учитель математики
|
1986\1995
|
9 лет
|
26
|
Бань Виктор Андреевич
|
Воспитатель интерната, учитель трудового обучения
|
1986-20 20-по настоящее время
|
*29 лет
|
27
|
Гончарова Ирина Александровна
|
Учитель математики, завуч школы по учебно-воспитательной работе
|
1987\ 2013
|
27 лет
|
28
|
Жогальская Вера Андреевна
|
Учитель географии, химии и биологии
|
1987\ 2005
|
18 лет
|
29
|
Шмат (Гриневич) Людмила Фёдоровна
|
Учитель физики
|
1989- по наст.время
|
*28 лет
|
30
|
Морза Николай Николаевич
|
Учитель физкультуры и трудового обучения
|
1989-1998
|
11 лет
|
31
|
Кисель (Борисик) Галина Сергеевна
|
Учитель трудового обучения
|
1990- по наст.время
|
*25 лет
|
32
|
Шмат Александр Михайлович
|
Учитель начальных классов, завуч школы по учебно-воспитательной работе, директор школы
|
1991- по настоящее время
|
*24 года
|
33
|
Верас (Новицкая) Анна Фёдоровна
|
Завуч по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
|
1992- по наст.время
|
*23 года
|
34
|
Вечёрко Анатолий Тимофеевич
|
Пионервожатый, учитель истории, ДП.
|
1992- по наст.время
|
*23 года
|
35
|
Павлович Николай Николаевич
|
Учитель истории, завуч школы по учебно-воспитательной работе, директор школы.
|
1993\ 2007
|
14 лет
|
36
|
Некрашевич (Нуфриенко) Елена Анатольевна
|
Учитель русского языка и литературы
|
1993-1998 2012- по наст.время
|
*5+3=8 лет
|
37
|
Ярохович Тамара Михайловна
|
Учитель начальных классов.
|
1993-2010
|
17 лет
|
38
|
Морза Ирина Николаевна
|
Учитель начальных классов
|
1993-1998
|
5 лет
|
39
|
Ярохович (Павлович) Ольга Семёновна
|
Организатор, завуч по воспитательной работе, завуч школы по учебно-воспитательной работе.
|
1994- по наст.время
|
*21 год
|
40
|
Бань Валентина Ивановна
|
Заведующая библиотекой
|
1994- по наст.время
|
*21 год
|
41
|
Павлович Валентина Анатольевна
|
Учитель белорусского языка и литературы
|
1995- по наст.время
|
*20 лет
|
42
|
Верес Людмила Ивановна
|
Учитель начальных классов, учитель физической культуры
|
1997- по наст.время
|
*18 лет
|
43
|
Петренко Зинаида Пронасовна
|
Учитель трудового обучения, воспитатель группы продлённого дня
|
1999- по наст.время
|
*17 лет
|
44
|
Пашедо Оксана Николаевна
|
Учитель немецкого языка
|
1999-2007
|
8 лет
|
45
|
Вечёрко Татьяна Анатольевна
|
Учитель химии и биологии
|
2000- по наст.время
|
*15 лет
|
46
|
Ёвич Ольга Антоновна
|
Педагог-организатор, социальный педагог, учитель русского языка и литературы
|
2003- по наст.время
|
*12 лет
|
47
|
Ярохович Мария Григорьевна
|
Учитель трудового обучения
|
2007- по наст.время
|
*8 лет
|
48
|
Некрашевич Валентина Николаевна
|
Учитель начальных классов
|
2007- по наст.время
|
*8 лет
|
49
|
Верес Ирина Валерьевна
|
Учитель немецкого языка
|
2010- по наст.время
|
*5 лет
|
50
|
Кишкевич Александр Михайлович
|
Учитель немецкого языка
|
2010-по наст.время
|
*5 лет
|
51
|
Насеня Лариса Николаевна
|
Учитель начальных классов
|
2010- по наст.время
|
*5 лет
|
*Стаж работы на 2015 год
Приложение 4. Список директоров ГУО «Средняя школа аг.Вулька-2»
- Ходина (Махрачёва) Вера Константиновна (1945-1955)
- Стефаненко Софья Фёдоровна (1955-1959
- Семченко Михаил Иванович (1959-1960)
- Кадушкин Михаил Семёнович (1960-1968)
- Процик Владимир Петрович (1970-1973)
- Николаевич Михаил Васильевич (1973-1977)
- Лущик Пётр Дмитриевич (1977-1981)
- Нагорный Максим Степанович (1981-1999 )
- Павлович Николай Николаевич (1999-2007)
- Шмат Александр Михайлович (с 2007-по настоящее время)
раскрыть » / « свернуть